
Начиная свое дело, ты вряд ли задумываешь о том, что рано или поздно его придется защищать. В том числе от недобросовестных конкурентов. Юрист в сфере интеллектуальной собственности, лектор и коуч Мария Ортинская рассказала, как обезопасить имя своего стартапа.
- Если ты уже создала свое дело, подумай о его стратегическом развитии. Какие перспективы у проекта в будущем, например, через 10 лет? Через 20? А после твоей смерти? Составь план развития компании в перспективе.
- Даже если сегодня этот проект для тебя — просто хобби, рассмотри вариант коммерческого использования наработок в будущем. Защити свои права, путем регистрации торговой марки, изобретения или промышленного образца.
- Если ты видишь, что другие лица используют твою торговую марку, защищай свои права! Ни в коем случае не жди. Иначе существует риск, что торговая марка станет уже описательным термином.
- Следи за тем, что говорят о твоей торговой марке — в социальных сетях, на форумах, в СМИ, а также клиенты и конкуренты. Как они воспринимают бренд? Отслеживай все подобные обсуждения, а в самых важных принимай активное участие, как владелец марки.
- Если ты приобрела чужую торговую марку, изучи ее историю и оцени, какие риски ты покупаешь вместе с ней. Если ты понимаешь, что торговая марка может в будущем стать общепринятым термином, максимально быстро организуй образовательную кампанию, которая донесет до широкой аудитории тот факт, что эта торговая марка принадлежит именно тебе.
Если бы Джосеф Пилатес, создатель известной системы упражнений, пользовался советами по защите авторских прав, возможно, пилатес никогда не стал бы общепринятым термином.
Джозеф потратил на разработку авторской техники почти всю свою жизнь. Однако популярной во всем мире она стала только после его смерти, когда бывшая ученица Пилатеса открыла гимнастическую студию в самом центре Лос-Анджелеса. Среди клиентов студии оказались многие звезды, в том числе Мадонна, Том Джонс и Джон Траволта.
В течение 30 лет владельцы компании менялись, и торговая марка переходила от одного собственника к другому. В то же время у Пилатеса появились тысячи последователей по всему миру, которые рассматривали его методику всего лишь как одну из систем оздоровления.
Все это привело к тому, что в 2000 году в США в судебном порядке пришлось решать, является ли пилатес зарегистрированной торговой маркой или же он превратился в термин, обозначающий определенный вид гимнастики.
В ходе судебных разбирательств было решено, что торговая марка стала рядовым спортивным термином.
Каждый, кто создал свое дело, достоин того, чтобы получить за него соответствующее вознаграждение. А для этого нужно вовремя позаботиться о защите своих прав. Так что подумай о своем бренде заранее – и в будущем он отплатит сторицей.
Читай на pink.ua: 5 женских стартапов, получивших миллионы долларов
