Под грозным псевдонимом GROZA скрывается певица из солнечной Одессы — Ира Гросу. Многие помнят Иру по телевизионному проекту "Голос". Но спустя несколько лет после появления на ТВ-экранах Ира полностью разрушила образ девушки с длинными розовыми волосами, поющей лирические баллады. Теперь она — лысая девушка, которая полностью соответствует концепции селф-мейд артиста — сама пишет тексты и музыку, делает аранжировки, записывает вокал и сама себя продюсирует. Даже обложка второго мини-альбома "Интроверт" — это ее селфи на телефон.
О творчестве, новом мини-альбоме, работе с мужем-режиссером и, конечно, розовом цвете – читайте в нашем интервью.
Есть Ира Гросу, а есть сценический образ GROZA. Это один и тот же человек? В чем отличия?
GROZA — это не сценический образ, это гораздо больше. Я бы назвала ее своей творческой половиной. Это часть моей жизни, которая посвящена искусству — музыке, видео, дизайну, моде. А Ира Гросу — это девушка в обычной бытовой жизни. Как можно заметить, я Иру Гросу мало афиширую, мир видит только GROZA. Мне так комфортнее, я очень дорожу своим личным пространством и берегу его от посторонних глаз. Поэтому у меня четкое разделение, где Ира Гросу, а где GROZA. Я и в оффлайн жизни часто общаюсь как GROZA, не посвящая своих коллег в личное. Мне приятнее взаимодействовать с миром через свое альтер-эго. Она — мой проводник, через нее я транслирую и передаю миру свои идеи и видение.
Когда ты поняла, что хочешь делать музыку?
Где-то внутри себя я всегда это знала. По сути, я всю жизнь занимаюсь музыкой, но только недавно осознала, что не хочу быть просто исполнителем, я хочу создавать свою музыку. Так было всегда: мне всегда нравилось все перекраивать под себя, будь то одежда, купленная в магазине, или чужая песня — я всегда сделаю по-своему. Иначе я не чувствую, что это мое.
С музыкой у меня всегда были сложные отношения.
Помню, как вдетском саду на уроках музыки я всегда подсаживалась поближе к фортепиано, чтобы наблюдать, как учительница нажимает на клавиши и они проваливаются под ее пальцами. В 5 лет я уже просилась отдать меня в музыкальную школу. Проучилась 8 лет по классу фортепиано. Потом в более старшем возрасте я вообще забросила ее, т.к. не понимала, куда мне с ней двигаться.
В итоге я отучилась на программиста, а потом меня снова бешено потянуло к музыке, и я пошла учиться петь джаз в училище искусств. Потом я поняла, что петь чужие песни для меня слишком скучно, и начались первые попытки написания своих инструменталов в Garage Band. Я не верила, что смогу делать полноценный продакшн треков и искала аранжировщика, с кем можно было бы писать треки. Мой проект никому не был интересен, и я стала все осваивать сама. Пересела в Logic Pro и до сих пор в нем работаю. Моя жажда создавать свое пространство привела меня в конечном итоге к тому, что на данный момент я очень много чего могу делать самостоятельно. Я пишу музыку, аранжировки, монтирую видео, делаю обложки. Пока мне приносит это удовольствие. Но, чувствую, что в концепции DIY (Do it Yourself) мне уже тесновато и хочется нового уровня, а значит, и новых людей.
Ты сама придумываешь и лирику, и музыку для своих песен. Что обычно появляется первым?
Всегда по-разному. Зачастую я начинаю писать бит, и когда появляются первые аккорды, тут же в голове уже вертится мелодия. Записываю сразу вокал на тарабарском языке, либо обрывками фраз. Потом пока доделываю аранжировку параллельно и идея и текст появляются.
У тебя обычно процесс написания — это больше дисциплина и распорядок, или все-таки "муза приходит"?
Я очень дисциплинированный творец. Составляю план на месяцы вперед. Обычно я точно знаю, что в этот период я буду писать треки, а в этот период я буду работать над видео. Столько-то времени уйдет на монтаж и сведение треков и тогда-то я планирую даты релизов.
Но! В промежутках между этими графиками я всегда стараюсь напитываться новыми идеями, насыщаю себя искусством, знакомствами, информацией. В эти промежутки часто приходит муза и я делаю быстрый набросок или просто напеваю что-то на диктофон, делаю битбокс, изображая будущий ритм. Потом эти наброски ложатся в основу треков. И вот когда приходит время моих планов, я сажусь и работаю. Просто этот процесс беспрерывный. Он происходит каждый день, каждую минуту.
Что является лейтмотивом твоего творчества?
Моя музыка, и вообще, GROZA, про разрушение стереотипов. Если девушка, то максимум что она может — это красиво петь и хорошо выглядеть. Нет! Я буду сама продюсировать и создавать свой мир, эстетику, стиль. И каждый человек — не важно, женщина, мужчина, молодой, пожилой — может делать то, что ему по душе. Невзирая на ожидания других людей и мнение общества.
Что тебя вдохновляет на создание песен?
Что угодно. Люди, воспоминания, ситуации, чужая музыка. Пока есть желание творить, вдохновение всегда со мной, потому что всегда что-то крутится в голове, всегда есть, что сказать.
Ты много слушаешь чужой музыки? Созвучен ли твой плейлист твоему творчеству?
Не очень много. Даже мало. Во-первых, сама много времени провожу в наушниках, часто хочется просто побыть в тишине. Во-вторых, я губка. Сама того не замечая, впитываю то, что вижу и слышу. Очень боюсь нечаяннно кого-то скопировать. Мне кажется, мой плейлист понятен только мне, потому что в нем и последний альбом Anderson Paak, и Алла Пугачева 1976 года, и Asap Rocky, и Stevie Wonder, и аlyona аlyona. Я люблю разнообразие.
В клипе "Интроверт" ты гуляешь по улицам Бангкока. Как ты оказалась там? Почему ты решила туда поехать — специально для съемок клипа?Любишь путешествовать? В каких поездках были впечатления ярче, после которых музыка сама шла?
Я летела на Пангане на отдых, пересадка была в Бангкоке. Посмотрев в интернете картинки этого города, я поняла, что это идеальная локация для клипа! Идея уже была — GROZA пишет трек, потом надевает наушники и уходит в свой мир. Она гуляет по красочному городу, не замечая жизни вокруг, в какой-то момент GROZA снимает наушники и попадает в реальный мир, который поражает ее воображение. Я долго не могла понять, что это за город. И вот Вселенная сама дала подсказку.
Мы с моим режиссером остановились в Бангкоке подольше и сняли видео. Снимать что-то во время путешествий лучше всего, потому что так ты можешь увидеть гораздо больше, чем будучи просто ленивым туристом. Мы внимательно осматривали каждую улочку в поисках интересных локаций, подмечали какие-то детали. Основным условием, конечно, было наличие розового цвета в кадре. Просто мы любим, когда все концептуально и вкусно завернуто, весь кайф в деталях, даже если это и простое видео, как получилось у нас.
На тебя подписан в инстаграме Саша Гудков. Вы знакомы? Может, он снимет тебе следующий клип?
Кстати, он первый на меня подписался, и это очень приятно! Лично мы пока не знакомы, но еще в самом начале нашей Инстаграм-дружбы, обменялись респектами в Директе. Саша сказал, что ему очень нравится то, что я делаю. И все-таки, я бы больше хотела видеть его в качестве актера в моем клипе. Режиссер у меня уже есть (улыбается).
Многие твои клипы, включая "Интроверт", снял твой супруг — Валентин. Доверяешь только ему?
Ему я доверяю больше всех, конечно. Но мы всегда за то, чтобы найти новый подход, взгляд со стороны на GROZA. Т.к. мы все-таки иногда теряем объективность.
Как происходит ваша работа над визуализацией песен: ты приходишь к Валентину с песней или он к тебе с идеей?
Мы находимся в постоянном контакте. Я участвую в творческих делах мужа, а он в моих. Чаще всего я показываю ему несколько треков и мы вместе решаем, какой хотелось бы визуализировать. Часто я в процессе написания трека уже вижу какие-то картинки и делюсь с Валентином своими идеями. Он предлагает что-то свое, так мы и приходим к чему-то общему.
Есть ли у вас какие-то приемы или заготовки — с чего вы начинаете работу над видео?
Начинается все с того, что Валентин ставит трек на репит и слушает его весь день. Заготовок нет, четкого плана тоже нет — все очень индивидуально. Все песни разные по посылу, атмосфере, тут не может быть шаблонов. Только мозговой штурм, накидывание образов, идей, эстетических решений.
Кстати, ты уже задумывалась о том, какое будет твое новое видео?
Даже больше — оно уже монтируется (улыбается).
Я не хожу на тусовочки,
Я сериальчик лучше посмотрю.
Всем этим шумным компашечкам
Я вечер с Кубриком предпочту.
Цитата из песни "Интроверт"
Твой любимый фильм Кубрика?
"Сияние". Хотя… Они все разные. Нет любимого — любимые все. Атмосферу, которую он создает в своих картинах, невозможно забыть.
Твой любимый сериал?
"Рассказ служанки".
Для какого фильма или режиссера ты хотела бы написать саундтрек/отдать свою песню?
Для Валентина Гросу, когда он снимет фильм (улыбается).
Мы уже поняли, что всем тусовкам ты предпочтешь сериал. А была в твоей жизни такая тусовка, о которой стыдно рассказать, но она очень яркая?
Была! Мне было 14, это была новогодняя ночь. Меня впервые отпустили гулять с друзьями, и я не знаю, что меня больше опьянило — свобода или стакан домашнего молдавского вина, которым меня угостил отец моей подруги…
У тебя есть песня "Поле Чудес". Что бы ты привезла в подарок Леониду Якубовичу в музей Поле Чудес?
Конечно, песню "Поле-чудес". Думаю, он бы обрадовался. Очень хочу снять с ним клип в студии Поле-Чудес. С Гудковым в главной роли.\
Планируешь поддержку мини-альбома — концертную и фестивальную?
Да, в мае и июне запланировано несколько концертов. Фестивали пока мне не писали.
Помимо личных тем, в твоих текстах много социальной проблематики — интроверт, чужой среди своих… Какие темы для тебя важно поднимать в своем творчестве?
Этот мини-альбом посвящен индивидуалистам — это люди, которые не хотят идти за толпой, а хотят найти себя в этом мире и свой путь. Наше общество не любит таких. Если ты отличаешься, даже внешне, над тобой или смеются, или оскорбляют. Если ты живешь не по общепринятым канонам — с тобой что-то не так. Это до сих пор происходит, в 2019 году, и меня это удивляет. Я знаю, что искать свое очень сложно. Гораздо проще плыть по течению и осуждать всех, кто сам строит свою жизнь, ошибается, падает, встает, и снова падает. Мне хочется поддержать таких людей, потому что их и так мало. Еще мне хочется, чтобы наш народ немного расслабился и раскрепостился, стал более дружелюбный и продвинутый. Мир очень разнообразен и это круто! Все люди разные, и это красиво! Каждый человек может выбирать, каким ему быть. Я например, бреюсь налысо, ношу кеды и джинсы. Красота — это разнообразие.
Ты любишь розовый цвет. Какой самый странный предмет или вещь у тебя есть розового цвета?
Однажды я заказала корейские маски для лица. В подарок мне прислали тренажер для области рта — это такие огромные резиновые губы розового цвета. Они приоткрыты и сконструированы так, что их надо вставлять в рот и потом открывать и закрывать. Это выглядит максимально странно (улыбается).
В своем мини-альбоме, своим внешним видом ты хочешь рушить стереотипы. Какой стереотип ты считаешь самым дурацким?
Если человек обрился налысо, значит у него рак и его надо пожалеть.
Как мотивируешь себя двигаться дальше в самые тяжелые моменты?
Тяжелые моменты — самый лучший пинок под зад для меня.
