Сегодня, в первый понедельник мая, состоится одно из самых грандиозных модных событий года — бал Met Gala. Представители моды, кино, музыки и искусства соберутся вместе, чтобы собрать деньги для фонда Института костюма музея Метрополитен, отметить открытие новой выставки и, конечно, приковать взгляды всей мировой прессы к своими нарядам на красной дорожке.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
10 октября 2018 года была объявлена тема весенней выставки — “Кэмп: Заметки о моде”, на которой будут рассмотрены истоки эстетики кэмпа, его эволюция от маргинальности до важной составляющей современной поп-культуры.
И чтобы мы не потерялись в множестве объяснений “что такое кэмп” анонс сразу отсылает к эссе Сьюзен Зонтаг 1964 года "Заметки о кэмпе", которое дает самое исчерпывающее толкование и понимание, что кэмп отражает нашу современность как никогда прежде.
Для начала, выдержка из Википедии:
Для кэмпа характерны повышенная театральность, любовь к искусственности, преувеличенность до гротеска, некоторая вульгарность, эстетизм, антиномическое сочетание игры и серьезности.
Теперь неудивительно, что в рамках выставки будут представлены модели из коллекций Moschino, Gucci, Off-White, которые прямо сейчас делают избыточность мейнстримом, а преувеличение и гротеск — главной модной повесткой дня. И, конечно, не стоит забывать, что сопредседателями в этому году приглашены Леди Гага, Гарри Стайлз и креативный директор GUCCI Алессандро Микеле, каждый из которых запросто мог выступить амбассадором кэмпа.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Теперь вернемся к эссе Зонтаг и попробуем прочувствовать, прощупать и впитать эстетику кэмпа.
Кэмп… это чувство, которое, помимо прочего, превращает серьезное в легкомысленное.
Сразу вспоминается фраза Джокера “Why so serious?”, которая может стать лейтмотивом всей эстетики. Кэмп — это наивность и легкомысленность.
Кэмп — это некоторое представление мира в терминах стиля, но вполне определенного стиля. Это любовь к преувеличениям“, к слишком, к вещам-которые-суть-то-чем-они-не-являются”.
Высокое искусство, традиционность, мораль, здравствуйте, вам не сюда.
Ирония, беспечность, поп-культура — проходите, садитесь.
Кэмп это растворитель моральности. Он нейтрализует моральное негодование, поддерживая легкость и игру.
Кэмп — это идеальная площадка для самовыражения и фантазии, смеха над повседневностью и устоявшимся порядком вещей, возможность выйти за границы или показать, что нет границ.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кэмп — это последовательно эстетическое мировосприятие. Он воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией.
Но важно помнить, кэмп — не бунт и не агрессия. Это всего лишь легкая поддевка, укол всем кто считает, что такое правильно, уместно и прилично.
Кэмп это еще и некий вид наслаждения, высокой оценки, никак не осуждения. Кэмп великодушен. Он хочет наслаждения. Он только выглядит злобным и циничным. Кэмп не утверждает, что быть серьезным значит иметь дурной вкус; это. не насмешка над тем, кто преуспевает в своей серьезности. То, чему он учит, — это как обратить в успех некоторые страстные неудачи.
Неудивительно, что кэмп прижился и расцвел ЛГБТК-сообществе, где язык кэмпа стал родным языком и естественной формой самовыражения.
Гомосексуалисты, в основном, составляют авангард — и одновременно самую чуткую аудиторию — Кэмпа. Они являются наиболее выдающимися творческими меньшинствами в современной городской культуре. То есть творческими в самом что ни на есть прямом смысле: они творцы чувствительностей.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Через театральность и искусственность, присущие кэмпу, разочарование от социальной несправедливости трансформируется в легкость и игру, где снова задается вопрос: “Why so serious?”.
Традиционные способы для преодоления прямолинейной серьезности — ирония, сатира — выглядят нынче слабовато, перестают соответствовать культурно насыщенной среде. Кэмп вводит новый стандарт: искусственность как идеал, театральность.
Кэмп — это всегда немного слишком, но его нельзя вместить в узкие понятия правильности или уместности. Просто он существует вне общепринятой системы координат и стандартов.
Опыт кэмпа основан на большом открытии, что чувствительность высокой культуры не обладает исключительным правом на утонченность. Кэмп подтверждает, что хороший вкус — это не только хороший вкус, а что существует хороший вкус в дурном вкусе. И это открытие хорошего вкуса в дурном вкусе может иметь освобождающий эффект.
Резюмируем:
— эта тема одна из самых вдохновляющих и творческих в истории Института костюма, а также наиболее ясно отражающая современные запросы: “что такое мода” и “мода, как самовыражение”;
— потенциально эта выставка может затмить уже культовую выставку “Александр Маккуин: Дикая красота”;
— нас ждет (мы надеемся) множество образов, которые войдут в историю красных дорожек;
— нам остается надеяться, что гости прониклись темой и подготовились, и нас не будет ждать провал как, например, с темой "Rei Kawakubo / Comme des Garçons: Art of the In-Between", где большинство гостей поставили знак равенство между “концептуально” и “все-самое-странное” или в год темы "Punk: Chaos to Couture", где было слишком много клише и знаменитости даже не смогли назвать ни одной панк-песни;
— скорее всего, нас будет ждать очень много перьев. Очень.
Одним словом, мы в предвкушении. Да будет КЭМП!
“Кэмп — это разновидность любви, любви к человеческой природе”.
Автор текста: Ника Егорова
