Трудно отделить Фриду Кало от ее работы. Часто мексиканская художница начала XX-го века неправильно понималась из-за того, что большинство ее картин были автобиографическими, личными и чрезвычайно болезненными. С ростом ее популярности стало трудно разделять имидж, который она создала, и кем была на самом деле.
Приоткроем завесу образа и постараемся понять: кем же была Фрида Кало на самом деле?
Дитя революции
Фрида Кало родилась в 1907 году, за три года до начала мексиканской революции. Но позже Кало намеренно изменила дату на 1910 год, чтобы люди напрямую ассоциировали ее с революцией.
Великое искусство = Великие страдания
История великих художников заключается в том, что они страдают в течение жизни, а затем их творчество признается выдающимся после смерти. Фрида — идеальный кандидат для подобного сюжета и у нее была своя ужасная история. Когда ей было 18 лет, она ехала на автобусе в Мехико, который сбил троллейбус. Металлические прутья вонзились в ее живот, а позвоночник был сломан в трех местах. Травма помешала ей правильно ходить, стать матерью, и психологически серьезно повлияла на ее.
Лучший предмет для изучения
Но в то же время, благодаря аварии, Фрида переключила свое внимание с изучения медицины на рисование. Это единственное, чем она могла себя занять, пока была обездвижена в течении первых трех месяцев после происшествия.
Я рисую себя, потому что я часто одна, и я — предмет, который я знаю лучше всего.
Мать сделала мольберт для рисования в постели, отец отдал свою коробку с масляными красками и кисти, а над кроватью повесили зеркало, чтобы она могла рисовать с себя. Так автопортреты стали доминирующей частью ее творчества.
Любовь питает творчество
В личной жизни Фрида была также нетрадиционна, как и в творчестве. Она вышла замуж за известного мексиканского художника Диего Ривера, который был старше ее на 21 год, развелась с ним спустя 10 лет и через год снова вышла за него замуж. Несмотря на страсть и полное взаимопонимание, их брак был формой открытых отношений. Фрида не скрывала свою бисексуальность и открыто заводила романы как с женщинами, так и с мужчинами, а вокруг Риверы всегда было много красивых женщин, которые не могли устоять перед его талантом. Сложно отрицать, что подобную сексуальную свободу тяжело найти даже в современном мире, что уже говорить о начале XX века.
Бесстрашная
Активные сторонники коммунизма, Кало и Ривера оказали поддержку Льву Троцкому, когда он приехал в Мексику в поисках политического убежища, убегая от режима Сталина. Несмотря на информацию о готовящемся покушении и угрозы неизвестных, Кало с Риверой не побоялись предоставить помощь Троцкому и поселить в своем доме. И в будущем, когда их убеждения жестко критиковались и на них оказывалось давление со стороны власти, Кало не отступала от своих убеждений.
Мексика — это я
Кало находилась под сильным влиянием мексиканской культуры, что проявилось в использовании ею ярких красок и драматической символики. Также мексиканский дух воплотился в одежде Фриды. Во время гражданской войны у Кало обострилось чувство мексиканской самобытности и истории. Фрида начала носить традиционную мексиканскую одежду, чтобы подчеркнуть свое происхождение от метисов: длинные и красочные юбки, усики и ребозо, сложные головные уборы и массу украшений. Весь ее образ, немного гиперболизированный и воплощающий самодельную иконичность, отвлекал взгляд от ее телесных слабостей и привлекал внимание к яркой мексиканской самобытности. Фрида понимала, как созданный имидж может помочь ей и канонический образ стал еще одной ее гениальной работой.
Реальность страшнее выдумки
Опираясь на собственный опыт, включая брак, выкидыши и многочисленные операции, работы Кало часто характеризуются радикальным изображением боли. Из 143 картин Кало, 55 — автопортреты, включающие символические изображения физических и психологических ран.
Фрида подчеркивала:
Я никогда не рисовала сны. Я рисовала собственную реальность.
Женщина о женщинах
Уникальный вклад Кало в универсальное искусство заключается в ее радикальном подходе в изображение женщин, где реальность шокирующа и правдива одновременно. Кало через свои картины предлагает честное видение табуированных тем: материнства, сексуальности и социального положения женщин. Отчасти этим объясняется рост популярности художницы: ее смелым заявлениям в условиях традиционного и консервативного общества.
“Фридамания”
Одержимость художницей во многом связана с ее многогранным характером и незаурядной жизнью. Ее боль, одежда, сексуальная свобода, неприятие гендерных ролей, творчество, одержимость материнством, политические убеждения и безусловная любовь к Диего Ривере — стали идеальными элементами для создания феномена, и даже культа, вокруг одной из самых интригующих художниц современности.
Автор текста: Ника Егорова
