
У каждого нишевого парфюмерного дома есть своя легенда. Вращается она вокруг разных концепций – начиная от истории, наработок приватных парфюмеров, решивших идти в массы, и, конечно же, полного нонконформизма. Начнем с последнего. Самым ярким представителем селективной парфюмерии (слово взято из обихода beauty–блогеров), является молодая итальянская компания Blood Concept. Духи от Blood Concept созданы по «мотивам» происхождения четырех групп крови с примесью металлических ноток. Для создания законченного образа парфюм заполняет 40–милилитровый флакон, оформленный в виде пипетки вместо привычного спрея. Самый древний тип крови – «0», возникший тогда, когда человек был составляющей мира дикой природы: оттого одноименный аромат глубокий, сильный, с ярко выраженными нотами кожи, чабреца, малины, шиповника, березовой коры и кедра.
А, например, последний тип духов линейки Blood Concept – «AB», инспирированный последствиями скрещивания видов, состоит из аромата алюминия, минеральных сланцев, гальки и воды. Даже описание продукта творчества молодых итальянцев может ввести в замешательство неподготовленного читателя, что уж тут говорить о таких домах, как L`Artisan Parfumeur, Amouage, Agonist Parfums, Biehl. Parfumkunstwerke, Bill Blass, Bond NO.9, L`Atelier Boheme, Frederic Malle, Kilian,Diptyque Paris, Grossmith London, которые могут себе позволить использовать вытяжки из самых неожиданных предметов и растений. К примеру: водка и шампанское, белые трюфели и шампиньоны, мокрый табак и древесина на морозе, запах старого авто и медовой патоки, гаяковое дерево и дерево уд. Кстати, использование последнего является негласной классикой нишевой парфюмерии.
Многие ценители духов знают, что вытяжка из этого дерева относится к группе афродизиаков, отличается очень высокой стоимостью, порой превышающей стоимость золота, а получение самого масла – таинство парфюмеров. Есть такая легенда, что удовое масло – компонент многих восточных приворотных зелий, а содержащиеся в масле вещества способны восстановить нарушенный баланс женского полового гормона эстрогена. Собственно, на удовом масле компания Montale, самый известный дом нишевой парфюмерии, сделала себе имя. Селективная парфюмерия похожа на виноделие – тут работает фактор года полученного сырья для производства вытяжки, сезонность, местность, на которой он был собран. Нишевая парфюмерия не направлена на массовое производство, поскольку стоимость сырья, из которого производится парфюм, и ограниченность в урожае приводит к достаточно небольшим партиям производимого продукта. Некоторые ароматы выпускаются таким малым тиражом, что поступают в парфюмерные бутики по одной–две бутылки в год. Нередко в бутиках клиенты записываются в очередь на тот или иной аромат. А для самых редких парфюмерных шедевров уготовлен аукцион. Бюджеты на производство настолько велики, что, как правило, сами парфюмерные дома отказываются от рекламы. По этой же причине флаконы для таких духов используются крайне простые. Тот же Montale хранится в железных банках, для того чтобы солнечный свет ни влиял на структуру аромата, а металлическая упаковка помогала раскрывать его в дальнейшем. Флакон, как правило, строгой классической формы. Иногда этикетка подписана вручную. Но есть и исключения.
Например, духи от Martina Micallef во флаконе ручной работы. Этой же дорогой идет такой важный для истории французской монархии дом, как Maison Dorin, назначенный в 1780 году королевой Марией Антуанеттой поставщиком косметики и парфюмерии к королевскому двору в Версале. Под стать своей благодетельнице флаконы Dorin выглядят действительно роскошно – утяжеленное стекло, изящный шрифт и горлышко из сусального золота. Да и одни названия селективной парфюмерии дорогого стоят: «Врата в ад», «Охота на бабочек», «Неверные», «Мед древесины». Сплошная литература.
Теперь о главном. Покупка нишевых ароматов – удовольствие не из дешевых. Цены стартуют от 900 грн за 50 мл. В свою очередь, средняя стоимость таких духов составляет около 1 700–2 000 гривен. Что касается мест продажи, с этим тоже не все так просто. «Селективные духи недоступны для продажи в dute free или больших универмагах, – говорит глава британского парфюмерного дома Grossmith, Сем Брук, – он должен издаваться малыми тиражами, продаваться в эксклюзивном порядке в небольших ритейлерских сетях, поскольку нишевая парфюмерия не должна быть доступной, ведь это уничтожает ее суть. Важно понимать, что подобные духи, это как от hаute couture, только в парфюмерии. Наш бренд в Украине представляет магазин Sanahunt» .
За последний год во многих крупных ретейлерских сетях вроде Л’Этуаль, Жан и Bonjour, начали появляться стенды с селекционной парфюмерией. Как правило, они предпочитают представлять разные бренды, так что теперь поиск «своего» аромата становится делом времени.
Сем Брук, Grossmith London, о том, как правильно подобрать свой аромат:
«Когда вы выбираете парфюм, стоит брызнуть несколько капель духов на запястье, на подкладку пиджака или пальто, как это делали раньше. На что следует обратить внимание, так это на то, что hаute–парфюм – явление комплексное. Состоящий как из натуральных, так и синтетических материалов, он совершенно по–разному работает на коже. И, как показывает практика, на запах парфюма влияет даже то, что вы ели прошлым вечером на ужин. Если вы ели что–то острое, это вполне может изменить химическую композицию. Это замечание касается, в особенности, чеснока. Также важно понимать, что тот запах, по которому вы совершаете в спешке свой выбор (часто так бывает в магазинах dute free), выветривается через 15 минут и останется так называемая нота сердца, которая держится дольше всего. Так вот, при покупке ориентируются, как правило, на самую краткосрочную первую ноту, а этого делать не стоит.
