В ночь с 9 на 10 февраля в театре Dolby в Лос-Анджелесе состоится 92-я церемония награждения Американской Киноакадемии. В преддверии вручения главной кинопремии поговорим о цифрах, шансах, первопроходцах, рекордсменах, сюрпризах и разочарованиях “Оскара-2020”.
NETFLIX
Netflix продолжает ломать барьеры. Потоковый гигант прибудет на церемонию вручения Оскара с рекордными 24 номинациями, обогнав в гонке кинокомпаний даже Disney (23), которая теперь владеет 20th Century Fox и Fox Searchlight. По сравнению с 15 в прошлом году и 8-ю годом ранее, Netflix развивается семимильными шагами и наращивает свое влияние впечатляющими темпами. Но несмотря на то, что они вкладывают огромные суммы денег в маркетинговые кампании ориентированные на награды (по оценкам конкурентов, не менее 70 миллионов долларов — поразительная сумма даже по расточительным стандартам Голливуда), по оценкам букмекеров компания может закончить вечер всего с двумя победами.
НОМИНАЦИИ СТУДИЙ:
Netflix — 24
Walt Disney/Fox Searchlight — 23
Sony Pictures — 20
Universal Pictures/Focus Features — 13
Warner Bros. Entertainment — 12
Neon — 8
Lionsgate — 4
LD Entertainment — 2
ОСКАР БЕЗ ВЕДУЩЕГО
В прошлом году, впервые за 30 лет церемония проходила без ведущего и это... сработало! Несмотря на все попытки Киноакадемии как-то разбавить скуку последних лет, рейтинги неустанно падали, а время церемонии росло. Прошлогодняя церемония длилась всего 200 минут и несмотря на отсутствие главного конферансье обеспечила 29,6 миллионов зрителей, что на 12% больше по сравнению с 2018 годом. В этом году Киноакадемия решила снова рискнуть, может Оскару уже не нужен ведущий?
149 миллионов долларов заработает ABC на рекламных доходах за трансляцию Оскара в это воскресенье.
ТРИУМФ “ДЖОКЕРА”
С 11 номинациями “Джокер” стал лидером гонки. Любой, кто думал, что жесткая адаптация DC не будет главным игроком наград, обманывал себя. Амбициозная драма Тодда Филлипса проявила оскаровские амбиции еще в августе, после получения главного приза Венецианского кинофестиваля, и с тех пор только набирает обороты. Теперь это официально второй "фильм о супергероях", получивший номинацию "Лучший фильм" после того, как "Черная пантера" преодолела этот барьер в прошлом году.
130 миллионов долларов экономического прироста получает Лос-Анджелес от проведения церемонии “Оскара”
НОМИНАЦИИ НА ПРЕМИЮ ОСКАР-2020 ПО ФИЛЬМАМ:
"Joker" — 11
"The Irishman" — 10
"Once Upon a Time ...in Hollywood" — 10
"1917" — 10
"Little Women" — 6
"Jojo Rabbit" — 6
"Parasites" — 6
"Marriage Story" — 6
"Ford vs Ferrari" — 4
"Bombshell" — 3
"Star Wars: Episode IX —The Rise of Skywalker" — 3
"The Two Popes" — 3
"Harriet" — 2
"Judy" — 2
"Dolor y gloria" — 2
"Toy Story 4" — 2
"Honeyland" — 2
ДЖЕННИФЕР ЛОПЕС БЕЗ НОМИНАЦИИ
Ежегодный опрос критиков TIFF (Международного кинофестиваля в Торонто), проведенный IndieWire по лучшим фильмам 2019 года представленных на фестивале, назвал игру Лопес лучшим женским выступлением и поставил фильм “Стриптизерши” на четвертое место среди всех фильмов, представленных на TIFF. Лопес выигрывала премию за премией в течение всего сезона, получила номинацию на “Золотой глобус”, номинацию Гильдии киноактеров и многие считали ее вероятным победителем в феврале. Но вопреки прогнозам Джей Ло оказалась вне оскаровской гонки.
ЛЮПИТА НИОНГО ТОЖЕ
Люпита, уже получившая “Оскар” за роль в фильме "12 лет рабства", покорила критиков за потрясающую игру в триллере Джордан Пила "Мы", но к удивлению многих не удостоилась номинации "Лучшая актриса". Несомненно, мы рады видеть талантливую актрису, как Синтия Эриво, номинированную в этой категории за роль в исторической драме "Гарриет", но трудно игнорировать тенденцию: играя роль рабов, афро-американских и африканских актеров и актрис замечают, но когда они играют сложных персонажей подобных Нионго в “”Мы”, Виоле Дэвис во Вдовах”, или той же Эриво в “Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"” — академики проходят мимо.
И ДРУГИЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ
Несмотря на все усилия A24, Адам Сэндлер не смог взломать высококонкурентную категорию "Лучший актер" за роль в “Неограненных драгоценностях” — возможно лучшую свою роль со времен “Любви, сбивающей с ног”. Вероятно, Джонатан Прайс из “Двух Пап” забрал то, что считалось “свободным местом” в гонке за лучшую мужскую роль (Хоакин Феникс, Адам Драйвер, Леонардо Ди Каприо и Антонио Бандераса считались окончательными претендентами).
Тэрон Эджертон, получивший "Золотой глобус" за “Рокетмен” не повторил прошлогодний успех Рами Малика и также выбыл из гонки.
Эдди Мерфи, несмотря на триумфальное возвращение с постановкой "Меня зовут Долемайт" не убедил академиков, что достоин получить свою вторую номинацию на “Оскар”.
Аквафина, получив восторженные рецензии и "Золотой глобус" за свою душераздирающую игру разочарованной внучки, которая смирилась с неизлечимой болезнью бабушки в глубоко личной драме Лулу Ванг "Прощай" также не попала в заветную пятерку лучших актрис.
И, конечно, все ожидали, что номинация за оригинальную песню "Spirit" у Бейонсе практически в кармане, но судя по всему Киноакадемия подумала что-то вроде: "это нас не впечатлило".
52 НОМИНАЦИИ
В этом году легендарный композитор Джон Уильямс побил свой собственный рекорд, получив 52-ю номинацию на Оскар за музыку к фильму "Звездные войны: Скайуокер. Восход", став самым номинированным человеком среди живущих. Больше номинаций только у Уолта Диснея — 59.
ПЕРВАЯ НОМИНАЦИЯ ТОМА ХЭНКСА ЗА 20 ЛЕТ
Академия не номинировала Хэнкса год за годом. Его последняя номинация на “Оскар” была выдвинута еще в 2001 году за фильм “Изгой”, а значит его игнорировали пока выходили такие фильмы как “Капитан Филлипс”, “Чудо на Гудзоне”, “Спасти мистера Бэнкса”, “Секретное досье” и “Шпионский мост”. Так что да, номинация за роль в фильме "Прекрасный день по соседству” вызвала радостное удивление, так как создавалось впечатление, что они списала Хэнкса со счетов.
Около 100 миллионов долларов Голливуд тратит на лоббирование сезона наград каждый год
КЭТИ БЕЙТС СНОВА С НАМИ!
Мы потеряли Джей Ло, но получили Кэти Бейтс! Поражение Дженнифер Лопес в гонке за лучшую женскую роль второго плана открыла дверь Кэти Бэйтс, чья роль в драме Клинта Иствуда “Ричард Джуэлл” уже стала одной из лучшей в ее карьере. И все же это был сюрприз, так как в борьбе участвовали не менее роскошные Аннетт Бенинг (“Отчёт о пытках”), Дивайн Джой Рэндольф (“Меня зовут Долемайт”) и дамы из “Паразитов”.
Интересное примечание: Кэти Бейтс выиграла лучшую женскую роль в 1991 году, а в следующем году вручила лучшую мужскую роль Энтони Хопкинсу — оба выиграли за роль психопатов и оба в этом году номинированы на актерские номинации второго плана.
ДВОЙНОЙ “ОСКАР” СКАРЛЕТТ
Это однозначно “год Скарлетт Йоханссон”. Она получила свою первую номинацию на “Оскар” и причем сразу в двух категориях.
Как лучшая актриса за роль в фильме Ноа Баумбаха "Брачная история".
И как лучшая актриса второго плана в фильм Тайки Вайтити "Кролик Джоджо". Только 11 актеров и актрис за всю историю премии удостаивались такого “дабл сюрприза”.
10 миллионов долларов в среднем нужно, чтобы актриса из А-списка была готова к прогулке по красной ковровой дорожке “Оскара”
БЕЗ АПОЛЛОНА-11
Категория "Лучший документальный фильм", возможно, не самая гламурная, но был один фильм, который, по мнению большинства, попав в список, имел все шансы выиграть статуэтку. "Аполлон-11" — потрясающая хроника одноименной космической миссии, воплощенная в жизнь исключительно благодаря архивным кадрам, поразила критиков и в течение сезона наград собрала практически все трофеи кинокритиков. Увы, этого было достаточно, чтобы заслужить признание Академии, которая посчитала целесообразным включить в нее фильм Netflix "На краю демократии". Отличный фильм, но разве равноценный?
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ПОЧТИ У РЕНЕ
В течении последних 10 лет каждая актриса, получившая “Золотой глобус” за лучшую женскую роль уходила после с "Оскаром". Видимо, пора Рене Зеллвегер готовить полочку под статуэтку.
2,6 миллиона долларов США — это цена 30-секундного рекламного ролика во время трансляции "Оскар" (на 54% меньше, чем реклама SuperBowl)
МУЖСКОЙ КЛУБ
И снова номинация “Лучший режиссер” собрала исключительно мужской состав, а это означает, что за последние 10 лет 49 из 50 лучших режиссеров были мужчинами. Возможно Киноакадемии кажется, что номинация Греты Гервиг в 2018 году исчерпала лимит женщин-режиссеров еще на 10 лет?
И это при том, что уже нельзя выдвинуть аргумент, что не было претендентов-женщин в этом году, так как многие режиссерки стали работать на уровне Оскара в этом году.
Одна из них Грета Гервиг (снова, представляете?), чья адаптация "Маленьких женщин" получила шесть номинаций, включая “Лучший фильм” и “Лучший адаптированный сценарий”, но не принесла номинации за режиссуру. Также Лулу Ван (“Прощай”), Мариэль Хеллер (“Прекрасный день по соседству”), Лорен Скафария (“Стриптизерши”), Оливия Уайлд ("Образование") и Селин Скьямма (“Портрет дамы в огне”) оказались недостаточно хороши для мужской компании?
9 НОМИНАЦИЙ СКОРСЕЗЕ
Мартин Скорсезе получил свою девятую номинацию на “Оскар” за лучшую режиссуру, что делает его самым номинированным режиссером из ныне живущих.
#OscarsSoWhite
Девятнадцать из двадцати актеров в этом году — белые. Это самый высокий показатель со времен протестов #OscarsSoWhite в 2015 и 2016 годах. Маленькая соломинка отделяющая от нового скандала стала британка Синтия Эриво, сделавшая карьеру на Бродвее и сейчас выдвигаемая за роль аболиционистки и борца за социальные реформы Гарриет Табмен в “Гарриет”. Можно снова вспомнить о Люпите Нионго, Эдди Мерфи, Дженнифер Лопес и Аквафине, которые в упорной борьбе не получили номинаций, и не забыть про Скарлетт Йоханссон, получившей сразу 2 номинации в разных категориях.
31% ЖЕНЩИН
В этом году 31% кандидатов на статуэтку — женщины. Это самый высокий процент за всю историю премии. Может ли это быть связано, с тем, что 50% из 842 членов, которые были добавлены в Академию в 2019 году, женщины? Несмотря на это, Киноакадемия движется в правильном направлении.
ДВОЙНОЙ “ОСКАР” СИНТИИ ЭРИВО
Синтия Эриво — третья в мини-клубе тех, кто получил номинации за актерское мастерство и песню в одном и том же фильме. Эриво получила номинацию за свою оригинальную песню "Stand Up", а также номинацию за “лучшую женскую роль” в "Гарриет". Мэри Дж. Блайдж была первой в 2018 году за песню "Mighty River" для фильма "Ферма "Мадбаунд" и Леди Гага в прошлом году за песню "Shallow" и роль в фильме "Звезда родилась.
50% ДЛЯ ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА
За последние 10 лет "Золотой глобус", предсказывал с 50% вероятностью, кто же возьмет “Лучший фильм” на “Оскаре”. Так было с "Артистом" (2011), "Арго" (2012), "12 лет рабства" (2013), "Лунным светом" (2016) и " Зеленой книгой" (2018 год).
А теперь смотрим на Золотой глобус-2020:
Лучший фильм (драма) — “1917”
Лучший фильм (комедия или мюзикл) — “Однажды в… Голливуде”
Неплохая заявочка, ждем!
Ника Егорова
