Накануне Международного женского дня журнал «Time» опубликовал рейтинг ста влиятельных женщин столетия, чтобы выделить тех, кого затмила история. 1940 год носит имя Доротеи Ланж — фотографа-документалиста, которая создала снимок-символ Великой депрессии, фотографировала Перл Харбор после нападения Японии, открыла фотожурнал и не боялась перечить правительству.
Биография
Доротея Ланж (Доротея Маргарета Нутцхорн) родилась в 1895 году в Нью-Джерси. Училась фотографировать в Нью-Йорке у основателя Школы современной фотографии Кларенса Уайта. Всю жизнь хромала на правую ногу, потому что в детстве переболела полиомиелитом. Возможно, эта особенность помогла ей наладить общение с будущими героями ее остросоциальных снимков.
В 20 лет вышла замуж за художника Мейнарда Диксона и переехала в Сан-Франциско, где открыла фотостудию. В 1930-1940-х гг работала над серией фотографий сельской Америки. Культовый снимок Ланж "Мать переселенцев" станет символом Великой депрессии — экономического кризиса 1929-1939 гг.
"Мать переселенцев"
Весной 1936 года Доротея Ланж ездила по Америке по заданию Переселенческой Администрации, и в окрестностяхгорода Нипомо (Калифорния) встретила многодетную мать.
Это была Флоренс Оуэнс Томпсон из племени чероки с такой биографией: девушка вышла замуж в 17, родила шестерых детей и потеряла мужа, больным туберкулезом, трудилась на нескольких работах, чтобы прокормить семью, и спала всего пару часов в сутки; через несколько лет после смерти мужа встретила другого мужчину и родила от него еще троих детей.
Той весной семья ехала по шоссе 101 в поисках работы на салатовых плантациях. Машина Флоренс сломалась возле Нипомо, в окрестностях которого работали сборщики гороха. 3,5 тысячи жителей бедствовали из-за неурожая. Муж и сыновья Флоренс пошли в город, чтобы починить сломанную деталь, а она поставила палатку и укрылась под навесом. Тогда женщину с детьми увидела фотограф, которая так описала встречу:
Однажды я увидела голодную и отчаявшуюся мать и подошла к ней, словно притянутая магнитом. Я не помню, как объяснила свое присутствие и наличие камеры, но точно помню, что она не задавала никаких вопросов. Я сделала пять кадров, снимая все ближе и ближе, и ни о чем ее не спрашивала — ни имя, ни историю. Она назвала мне свой возраст, ей было тридцать два года. Сказала, что они питаются замороженными овощами с окрестных полей, и птицами, которых убивают дети. Она только что продала шины автомобиля, чтобы купить еду. Эта мать сидела под навесом в пристройке у палатки со своими детьми, которые сгрудились вокруг нее, и, казалось, знала, что мои картины могут ей помочь, и она помогала мне. У нас был своего рода обмен.
Один из этих пяти снимков с надписью "Посмотрите в ее глаза" опубликовали в газете "San Francisco News". Фотография так шокировала общество, что в Нипомо отправили 9 тонн продовольствия. Только Флоренс уехала дальше в поисках лучшей судьбы, которую в итоге нашла. Известно, что после Второй мировой войны она вышла замуж за администратора больницы Джорджа Томпсона и уже не бедствовала.
В 1978 году женщину со снимка отыскали журналисты. Оказалось, что она обижалась на власть и медиа, которые сделали ее изображение "безымянным страдальческим образом эпохи", а она за это ничего не получила.
В 2002 году личный экземпляр фотографии Ланж "Мать переселенцев" продали на аукционе Christie’s за 141 тыс. долл.
Работа и личная жизнь
Вторым мужем Доротеи стал профессор экономики Пол Тейлор. В 1941 году ей должны были вручить правительственную награду за достижения в области фотографии, но Ланж отказалась в знак протеста после нападения Японии на Перл Харбор.
Доротея соосновала фотожурнал "Aperture". В 1950-х гг работала над серией фотографий "Три мормонских города" для журнала "Life". Вместе с другом Анселем Адамсом фотографировала жизнь и пейзажи в городах Ганлок, Токервиль и Сент-Джордж штата Юта.
В конце 50-х отправилась с мужем в путешествие по миру. В последние два десятилетия жизни страдала от последствий полиомиелита и болей в желудке. Умерла 11 октября 1965 года из-за рака пищевода. У Доротеи Ланж было двое родных и три приемных ребенка.
Пол Тейлор передал коллекцию фотографий жены Оклендскому музею Калифорнии, где сейчас хранится более 25 тыс. изображений Доротеи Ланж.
Хотя камера и не может сказать нам больше, чем видят глаза, но она показывает, как мало мы замечаем
, — говорила фотограф.
Одна из ста, одна на миллион. Доротея Ланж — зеркало эпохи. Ее фотографии разрушают стены показного благородства, равнодушия и тщеславия. Они из прошлого о настоящем – жизни без фильтров.
Источники: Kulturologia.ru; Fotokomok.ru; 74foto.ru
Автор текста: Алена Короп
