Наш словесный ритм ускоряется с каждым днем. С чего начать утро: ненавязчиво порекомендовать ресторан или написать пост о жизни, любви и свободе? Погодите, а почему бы не… помолчать?
Когда я сижу дома с ребенком, то всегда включаю телевизор. Я даже не смотрю, что за канал. Мне просто необходимо слышать, как в квартире кто-то разговаривает. Это может быть радио, подключенный к колонке плеер или "Все о животных". Однажды я попробовала провести день без интернета и разговаривающих девайсов. Откровенно говоря, находясь наедине с еще пока молчащим сыном и вне социального мира, я понемногу начала сходить с ума. Рука потянулась к телефону, в квартире заиграл "Кот Леопольд" и я облегченно выдохнула.
Что это значит? Неужели мне настолько неуютно наедине с собой?
Моя мама пару лет назад уехала на Кингбургскую косу, жила в палатке у моря и приняла обет молчания на целую неделю. Надо сказать, мама у меня обладает феноменальной способностью совмещать внутреннюю Венеру и Адольфа Гитлера в той или иной ситуации. Тогда мне это показалось чем-то из ряда вон, наравне с сектой. Мол, у тебя же такая прекрасная семья, трое детей, хорошая работа, любящий муж — что еще ты хочешь там в себе отыскать? Но пожив вне офиса, социальных сетей и домашних разговоров, я решила-таки копнуть немного глубже. Да, все мы знаем, что иногда "лучше жевать, чем говорить". Но как долго мы можем молчать? И насколько нам в этой самой тишине комфортно?
Итак, засыпав вопросами маму, интернет и пару психологов, я отправилась на встречу Випассане (не смейтесь, я все объясню).
Суть тренингов молчания заключается в том, что люди отказываются от слов, а уж потом (если удастся) и от мыслей на несколько дней. Как правило, это происходит в местах, отдаленных от цивилизации: горы, море, леса. Стандартный срок – десять дней. Люди, принимающие участие в этом "тихом эксперименте", собираются совсем разные: возраст, пол, достаток, карьера не имеют значения. Что странно, так это абсолютная безвозмездность мероприятия. Так как я смотрела на это все с долей цинизма, отсутствие денежного взноса меня приятно удивило.
В Украине инфраструктура молчунов оказалась очень развитой: кэмпы находятся на берегу моря (Херсон, Николаев, Одесса) и в Карпатах. Но мне было немного страшно отправляться так далеко в неизвестность, поэтому я выбрала лагерь под Киевом, недалеко от Конча-Заспы.
Итак, прибыв в тихое, укрытое от города и трассы место, нас расселили по комнатам. Мужчины и женщины жили отдельно, встречаясь только на приеме пищи. "Эх, никакого тебе курортничка", — подумала я.
Но едва в моей голове зародились грязные мыслишки, нам объявили правила:
Не убивать
Тут я мысленно рассмеялась — установка в общем-то не новая, и где-то я уже это слышала. Но правило это распространяется абсолютно на всех живых существ. В том числе и на комаров, да. Стоит ли говорить, что еда в лагере тоже вне убийств? Веганы, ваш выход!
Не красть
В принципе, ничего сложного, если вы не страдаете клептоманией.
Никакого секса
И это касается не только физического акта, но и флирта, подмигиваний и прочих ваших похотливых штук (читать голосом первой учительницы). Чуть позже я узнала, что в некоторых центрах так же запрещаются короткие юбки, шорты, майки и все, что может отвлечь внимание окружающих.
Не лгать
Интересное наблюдение: даже самый честный гражданин периодически привирает в бытовом разговоре (невероятно, но факт!). В помощь этому правилу участники дают обет молчания.
И последнее — стоп наркотик
Речь шла не только об алкоголе и марихуане. Сюда входят сигареты, кофе и все, что вызывает зависимость. Казалось бы, звучит все не так уж страшно, но давайте по порядку.
День 1. Дыхание
Проснувшись под удар гонга в 4.30 утра с вопросом "что я тут делаю", мы позавтракали и отправились на первую медитацию. Первое задание — наблюдать за своим дыханием. Вот если у вас есть пара минут, попробуйте следить за каждым вдохом и выдохом. Скорее всего, уже через десять вдохов к вам в голову полезут мысли о мухе на потолке и переживания о том, собрали ли вы шерсть в "Веселой ферме".
Сконцентрироваться на дыхании не так-то просто, а уж если где-то курица яйца снесла, баклажаны не политы, то и вовсе непосильная задача. Это, конечно, шутки. Но как было бы здорово наконец-то фильтровать приходящие в голову мысли и задачи, правда? И засыпалось бы по ночам без размышлений о мироздании.
День 2-3. Следим за кончиком носа
Еще до начала курса нас предупредили, что именно в этот период десять человек из пятидесяти уезжают обратно в свой диванный храм социальной жизни. Для новичков (то есть, для меня) трудность состоит в том, чтобы высидеть долгое время на одном месте: спина болит, попа затекает, тишина раздражает. Если в первый день нужно было просто следить за дыханием, то на второй и третий к дыханию добавилось новое задание. Теперь во время медитации нужно было отслеживать все ощущения на небольшом треугольнике: над верхней губой и до кончика носа. Звучало несложно и, по-честному, странно. На деле же оказалось, что это адский труд! Мысли так и лезли, нос предательски чесался, хотелось встать и запеть какую-нибудь глупую песню группы "Сливки". Но нет, мое задание – сидеть и следить за дыханием и кончиком носа.
Есть и приятная сторона дыхательной каторги. Спустя два дня воображение стало посылать в голову абстрактные картинки, наталкивая на мысль о явлении Свыше. Уже дома я стала читать отзывы: кому-то видятся снежинки, кому-то — яркое солнце со вспышками. Но лектор быстро разбил наши амбиции "ясновидящих". Оказалось, что таким образом сознание освобождает весь зрительный мусор, который накопился за долгое время.
Между медитациями у нас были перерывы для отдыха. Интересно то, что даже в этих перерывах нельзя было отвлекаться от дыхания. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох…
День 4. Випассана
И вот наконец-то три дня подготовки привели нас к той самой випассане. По описанию, в принципе, все было понятно: во время медитации нужно следить за всеми изменениями в теле. Только теперь область наблюдения не маленький треугольник, а все тело: с головы до пят. Кроме того, если раньше менять позы во время медитации разрешалось, то сейчас это не приветствовалось. Некоторые студенты не шевелились совсем.
Людям из моего клана — тем, кому сидеть на одном месте так же трудно, как и накрасить самой себе ногти левой рукой, предлагалось менять положение тела хотя бы реже, чем в предыдущие дни.
Но и тут подстава. Все ощущения в теле должны констатироваться как факт — беспристрастно. То есть если у вас затекла нога, вы не проклинаете всю эту богадельню. А просто мысленно утверждаете: "Да, у меня затекла нога. А чуть выше я уже совсем не чувствую свою пятую точку. Это не плохо и не хорошо – это просто есть". Гениальный навык. Представьте, сколько можно жизненных ситуаций сюда подвести?
Я, как человек далекий от духовных техник и тренингов, сразу же подумала о таксистах. Да, у него в ланосе накурено. Да, он погромче включил любимую песню "Жиган-лимон, парнишка симпатичный". Ах, он не знает, с какой стороны завернуть к моему дому? Что ж, это не плохо и не хорошо. Это просто есть. Ей-богу, гениально!
Приятные ощущения тоже должны восприниматься с холодным равнодушием. Вот это мне показалось сложнее. Потому что научится терпению, с горем пополам, можно. А вот противостоять радости или облегчению — что-то совершенно новое. Випассана учит нас стойкости ума и осязанию тела. Причем, контроль над этими процессами зависит от нас самих, а не от ситуации. Только мы управляем своими эмоциями и отекшей ногой. Мы, а не прокуренный салон такси.
День 5 и 6. Випассана снизу-вверх
Сначала тело просматривалось в уме с макушки до пальцев ног. Теперь же прокручивать в голове ощущения от медитации стоило снизу. Удивительно, но практически все участники говорят, что боль в ступнях, коленях и пояснице на этом этапе уже не воспринималась так, как в начале курса. Я же могу сказать, что неприятные ощущения никуда не ушли, но отношение к ним изменилось. Некоторые сравнивают это с осмотром врача — боль в теле оценивается будто со стороны, но никак не в отношении самого себя. Возможность отстранить себя от боли в теле (или в голове), глянуть на это сверху — какая-то сверхспособность, серьезно.
День 7. Очистка
Этот день понравился мне больше всего. Мы уже научились не реагировать на ощущения в теле, а лишь наблюдать за ними со стороны. Спустя три часа сидения у нас стало покалывать в боку. Сигнал тела тут же отправляется в мозг. И только потом у нас возникает боль, злость, раздражение. Или наоборот — приятное чувство комфорта.
Но что если мы уже умеем контролировать свои мысли? Вот тут начинают вылазить воспоминания. Если верить теории випассаны, эмоция, которая летела в мозг, но разбилась о холодное равнодушие, автоматически поднимает наверх следующую энергию. И поднимается она из прошлого. Ведь самые сильные эмоциональные порывы у нас именно оттуда.
Доставая из "чертога памяти" то или иное воспоминание, мы можем потихоньку очистить свой захламленный склад переживаний. Конечно, подумала я, люди молчат уже семь дней, регулярно сидят на одном месте, не могут пошевелиться — неудивительно, что память решила добить нас воспоминаниями о разбитой любви или утрате. Подобно Шерлоку, который просматривал полочки своей памяти, студенты курса випассаны хладнокровно удаляют или, наоборот, откладывают мысли в новенький чистый шкаф.
Дни 8-10. Счастье
Последние дни курса направлены на излучение сплошной радости и счастья. Мне показалось это немного смешным — люди посылают в себя безграничную радость и делятся ею с миром. Тем не менее, те, кто прошел весь путь, действительно готовы были дарить вселенское счастье окружающим, не говоря уже о внутреннем ощущении любви и тепла. Что же до меня — честно скажу, что улыбаться хотелось ярче и сильнее обычного.
Многим скептикам покажется вся эта информация религиозным мусором. Что ж, это их выбор. Я не агитирую никого отыскать в себе Будду. Но почему мы с таким энтузиазмом покоряем горные вершины, строим небоскребы, высчитываем финансовые пирамиды, но так боимся самих себя? Давайте на чистоту, нам очень нравится решать непосильные бытовые задачи, но так сложно взять и, простите, заткнуться.
Лично я воспринимаю это, как вызов. А вы?
