Июль и август — самое горячее время для туризма. И не только по температурным показателям, но и по количеству желающих, отправиться в отпуск. Однако не все авиакомпании справляются с увеличившейся сезонной нагрузкой, поэтому заявления о задержках, отменах рейсов или овербуках в этот период — стандартная практика. Не все пассажиры знают, что в таких случаях им положена компенсация. Специалисты туристического метопоиска momondo.ua изучили всю информацию о компенсациях и подготовили инфографику, которая объясняет на что может рассчитывать путешественник, попавший в неприятную ситуацию.

Положена ли компенсация и как ее получить?
Согласно правилам Государственной авиационной службе Украины, при задержке рейса от 2 до 4 и более часов в зависимости от расстояния полета перевозчик обязан обеспечить пассажиров питанием и прохладительными напитками, а также возможностью совершить 2 бесплатных звонка или отправить сообщение по факсу/электронной почте. Если отправление рейса откладывается на следующий день, то туристы также вправе получить номер в отеле, трансфер до него и питание. Когда речь идет о задержке более 5 часов, то можно вернуть полную сумму за билет и произвести изменение маршрута до конечного пункта. Другими словами, перевозчик может отправить вас другим рейсом, в том числе на борту других перевозчиков, с кем у него есть соответствующие соглашения.
Когда рейс отменили, изменили время вылета или произошел овербукинг, и при этом вас не проинформировали заранее, то возможно получить компенсацию до 600 евро. Самое главное, собрать все возможные доказательства задержки или отмены рейса. Например, фото табло аэропорта, видео с места событий и пр.
В этом случае существует два способа потребовать от авиакомпании выплату неустойки: самостоятельно или прибегнув к сторонней помощи. Чтобы самостоятельно оформить претензию, изучите информацию на сайте Государственная авиационная служба Украины.
Если же вам нужна поддержка профессиональных юристов, то существуют специальные сайты, которые помогают организовать и часто даже ускорить процесс получения компенсации. Большинство этих компаний не возьмут с вас денег в случае проигрыша дела, зато в случае успеха, им скорее всего придется заплатить гонорар плюс процент от полученной компенсации.
Если вы хотите узнать заранее, чего ожидать от конкретной авиакомпании в случае проблем с рейсом, зайдите на страницу AirHelp Score, где можно посмотреть самый актуальный рейтинг крупнейших авиакомпаний, основанный на качестве обслуживания, пунктуальности и отношении компании к претензиям клиентов.
Пересаживаться на другой рейс или нет?
Время от времени люди, купившие авиабилеты, по личным причинам не пользуются ими, поэтому, чтобы не пропадали места в самолете, многие авиакомпании практикуют овербукинг, то есть продают больше билетов, чем мест в самолете. Проблема в том, что иногда в аэропорт приезжают все купившие билеты на рейс.
В этом случае кого-то пересаживают на другой рейс, предварительно опросив пассажиров, возможно, кто-то готов лететь другим рейсом. Для того чтобы понять, насколько это может быть выгодно, учитывайте следующие моменты.
Порой компенсация за принудительную смену рейса лучше, чем за добровольную (несмотря на то, что последняя включает билет на ближайший рейс, трансфер в случае, если рейс выполняется из другого аэропорта, или полный возврат денег). Если вы недовольны, то всегда можете потребовать дополнительную компенсацию.
- Что происходит, если вы не можете попасть на рейс, который вам предложили?
- Будет ли оплачено ваше жилье и компенсированы другие траты, если вам придется лететь на следующий день?
- Узнайте, сразу ли выплачивается компенсация, и попросите все документы, которые вам могут понадобиться, чтобы потребовать ее (также узнайте, есть ли какие-то ограничения).
Исключения из правил!
В случае "чрезвычайных обстоятельств" компенсация вам не положена. В «чрезвычайные обстоятельства» входят: войны, политические беспорядки и стихийные бедствия.
Другие исключения из правил: вы были предупреждены об отмене рейса за две недели или вам был предложен альтернативный рейс по тому же маршруту с похожим расписанием (время отправления не раньше, чем за два часа до вашего рейса, и посадка не позже, чем через четыре часа после).
Однако, вам положен полный возврат денег за весь билет или за неиспользованную его часть, альтернативный транспорт в точку назначения при первой же возможности или билет на более позднюю дату по вашему выбору.
В самолете, который никуда не летит
Что можно требовать, если вы несколько часов находитесь в самолете, который не взлетает? В ЕС, и в США работают правила, согласно которым, вы не можете провести более определенного количества часов без еды и воды, а также вас не могут держать в самолете дольше, чем положено по правилам. В странах Евросоюза, если вы находитесь в самолете дольше часа, вы можете попросить воду, а также потребовать, чтобы включили кондиционер и позволили пользоваться туалетам. В США пассажиры международных рейсов не могут находиться более четырех часов в самолете, а внутренних рейсов — более трех. Авиакомпания должна предоставить пассажирам еду и воду после двух часов ожидания, а также необходимую медицинскую помощь и доступ в туалеты.
Если мои билеты были частью пакетного тура, на что я могу претендовать?
На чартерные рейсе, так же как и на регулярные, должен оформляться бумажный или электронный билет. При этом договор на перевозку заключается с каждым пассажиром отдельно. В случае возникновения одного из обстоятельств (задержка, отмена, овербукинг), чартерный перевозчик также несет ответственность за нарушение прав пассажиров и должен рассматривать обращения и претензии по этим вопросам.
Путешествуя в рамках Евросоюза, пассажиры защищены постановлением 1990 года о пакетныx тураx. Если тур был отменен, то они могут рассчитывать на замену тура аналогичного уровня или выше, замену тура классом ниже с компенсацией разницы или же полный возврат средств. Эти простые советы могут помочь вам скрасить обиду от испорченного полета и обезопасят от манипуляций со стороны авиаперевозчика.
