Жила-была условная Авдотья Поликарпова. И писала она остросатирические, раскрывающие коррупционные схемы колонки в местечковую газетенку "Вечерний Кропивницкий". И прослыла среди местных властительницей пера, мастерицей словесности и вот это всё. И гнали ее всем городом покорять столицу, и пророчили будущее в "Таймс"!
Однако сама Авдотья нарекала себя "провинциальной журналистишкой", которой впору лишь о кропивницких баталиях писать. И, на манер Наденьки из "Иронии судьбы", отвечала восхищающимся: "Ох, вы меня тааак необъективно оцениваете…". И успешной себя не считала. Мол, мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте, и таланта я не имею — любой дурак тексты писать горазд. Думаете, лукавила, чтобы напиться комплиментами почитателей? Не-а. Просто Авдотья — во власти синдрома самозванки. Как и наши сегодняшние героини — успешные девочки, которые однажды попали в удушающие объятия этого пресловутого синдрома. Они рассказали нам — честно и без прикрас — как живут и уживаются с "самозванским" недугом.
Анна Ризниченко, специалист по профориентации взрослых и подростков
Ох, этот синдром самозванца, который нам вечно отравляет жизнь.
Открою вам НЕ тайну, 70% успешных людей сталкиваются с ним. И НЕ тайна 2: мы всю жизнь с ним работаем. Справляясь с одной задачей, перед нами стоит уже следующий вызов, который требует больше усилий, больше харизмы и больше выхода в свет.
С чем лично я столкнулась и с чем продолжаю работать по сей день:
- Я очень старалась быть суперженщиной. И карьеру создавать, и дома убирать/готовить (обязательно так, чтобы разное меню на каждый день). И, конечно же, нужно выглядеть на все 100. Обязательно спортзал, правильное питание и минимум одно светское мероприятие в неделю. В итоге злая, уставшая, не выспавшаяся я поняла, что совместить все это и не сойти с ума невозможно. Я ненавижу готовить и убирать. Мне дико скучно тягать железо в спортзале и я не очень-то люблю тусовки. С мужчиной мы договорились, что готовит он (а оказалось, что он очень даже любит это дело), а остальное под настроение покупаем в заведении. Зал я заменила танцами. А тортики, ну, тортики это святое, как же от них отказаться?)
- Я нервничаю перед каждым публичным выступлением и у меня немеют руки. С каждым разом волнение стает все меньше, но я методично растираю ладошки перед каждым семинаром/тренингом/мероприятием, чтобы вернуть им чувствительность. Узнавала у коллег: та же история. Первые 10 минут на сцене всегда волнительны, а дальше все стает на свои места.
- Однажды на важных переговорах я начала заикаться от волнения (со мной никогда, от слова никогда, такого не было). Попросила воды, выпила ее, выдохнула, успокоилась и подписала контракт.
- Мне очень сложно писать статьи и заметки (с постами почему-то такой истории нет). Каждый раз я оттягиваю до последнего их написание, прошу редакторов перенести деадлайн на 1 день, и в итоге пишу их в ночь перед сдачей.
И что еще хочется добавить: дорогие девушки, современный мир призывает нас бежать и быть идеальными. Успевать и совмещать все. Но это невозможно. Не верьте идеальным картинкам в FB и в Instagram. Все блогеры и даже супер-пупер крутые профессионалы — люди. Они так же что-то не умеют, плачут, чувствуют бессилие и злость. Они такие же живые люди со своими слабостями, как и мы.
Дарья Синельникова, линейный продюсер
Я очень много думала о том, откуда растут ноги у моего синдрома самозванки и недавно совершенно окончательно убедилась, что виной всему советское воспитание + достаточно травматичное детство. Маме хотелось, чтобы я была другой, чтобы я приносила пятерки по математике и химии, а я приносила 5 по языкам и литературе. Ей казалось это несерьезным, она говорила, что это никому не нужные науки, а вот если бы матемааааатика… Точные науки мне не давались совсем, я чувствовала себя полным лузером, и когда приходила домой и показывала дневник (пусть даже там было куча пятерок) я все равно постоянно была НЕДОСТАТОЧНО ХОРОША для мамы. Из-за своих плохих оценок я постоянно слышала, что буду работать дворником или лифтером, что ничего не добьюсь в жизни и что я ленивая.
В общем — хвалите своих детей, что я еще могу сказать.
СС теперь мой спутник во всем. Я постоянно сомневаюсь в себе, в том, достаточно ли я хороша для этой работы, этого места, этого человека? Заслуживаю ли я этих друзей, эти отношения. Хватит ли у меня навыков, таланта и т.д. Я упустила много возможностей в профессиональном плане, потому что думала, что я не достойна или что у меня не получится, потому что я бездарна. Часто думаю о том, где бы я была сейчас, если бы у меня не было СС. И кем бы я могла быть. И с кем.
Конечно, я борюсь с СС. Да, это постоянная каждодневная борьба, очень изматывает. Но я нашла способ, который мне помогает — бросаю себе вызовы каждый день. И когда у меня получается что-то, чего я очень боялась раньше, это становится плюс одной ступенькой к уверенности в себе. Конечно, очень помогает позитивный фидбек от коллег или людей, с которыми мы делали какие-то совместные проекты. Когда они говорят о том, что им понравилось со мной работать или, что я хорошо справилась со своей частью проекта — я парю в небесах. Но и конструктивная критика это тоже очень важно. Она тоже помогает становиться лучше, я всегда стараюсь прорабатывать все ошибки, допущенные мной в том или ином деле. Очень благодарна тем, кто делится со мной мыслями о том, как я могу улучшить свою работу.
Проработка вот таких слабых моментов тоже делает меня увереннее в себе. Потому что только смелый человек может признать свои ошибки и в целом — неправоту. Какого-то универсального рецепта, который сработает для всех я не смогу дать, но я знаю, что работает для меня — постоянный выход из зоны комфорта, каждодневные новые задачи, а еще, очень важное — мечты. Если вы мечтаете о чем-то, то начните это реализовывать прямо сейчас. Я в 30 начала заниматься игрой на фортепиано и оказалось, что у меня абсолютный слух! Так что you never know. Быть счастливым — никогда не поздно. И да — этому тоже нужно учиться.
Леся Войтицкая, PR-консультант
2004 год. Я пишу дипломную работу на тему "Международный имидж Украины". Мой научный руководитель читает первые наброски и дает единственное замечание: "Нельзя писать в дипломе "Я", правильно писать "МЫ". Эту работу мы делаем вместе". Это было единственное замечание за всю нашу совместную работу. "МЫ" защитили диплом на отлично и дальше с этим словом пошли по жизни.
Долгие годы свои личные успехи я прикрывала под словом “МЫ” или вообще о них не говорила публично. Могу сказать, что это не всегда мешает. К примеру, личные победы я всегда презентовала, как достижение всей команды. Я — руководитель. Без команды никаких успехов не было бы. Ошибки отдельных членов команды мы тоже делили на всех. В результате команда стала семьей, единым организмом. “Делить и радость, и горе”, — это было о нас.
Мне всегда казалось, что я удачливая. Что мне везет с билетами на экзаменах, повезло устроиться на первую работу и повезло с коллективом, мне везло с проектами, с людьми, с заданиями. О том, каких усилий мне — девочке из маленького села — это стоило, я как-то не задумывалась. Все списывала на удачу.
Два года назад я ушла в декретный отпуск с позиции руководителя пресс-службы Национального банка Украины. Декрет — отличная среда для бурного роста синдрома самозванца. Тебе кажется, что пока ты воспитываешь ребенка — все бегут, обгоняют тебя, становятся опытнее, умнее, компетентнее. И когда встает вопрос возвращаться в профессию — чувствуешь легкий мандраж.
Сейчас я борюсь с этим мандражом. Я поняла, что для того, чтобы чувствовать себя комфортно — мне нужно стать более уверенной в себе. Я очертила области в своей профессии, которые, как мне кажется, у меня проседают. Пошла на курсы, смотрю лекции, изучаю литературу. После нескольких месяцев работы над собой и прокачки новых навыков я поняла, что учусь у равных себе. Лекторы рассказывают то, что я уже знаю, и умеют они порой даже меньше, чем умею я. Только у них есть смелость выйти и сказать: "Посмотрите, какой я классный специалист". А у меня этой храбрости нет.
Появилась ли во мне уверенность в себе? Да! Но. Путь обучения может таить в себе новую опасность. К синдрому самозванца может подключиться эффект Даннинга-Крюгера.
Юлия Дидык, выпускающий редактор журнала Pink
Синдром самозванки — это когда ты постоянно сомневаешься в себе. Взяли на работу, о которой мечтала? Та ладно, значит, другие кандидаты не пришли на собеседование. Написала диплом и защитилась на "А"? Та просто преподаватели добрые попались. Это постоянное списывание своих успехов на случайность. Если кто-то может смело сказать, что да, я сделал все сам, то я скорее скажу, что оказалась в нужном месте в нужное время. Завышенные требования к себе это не всегда хорошо. Так что иногда нужно позволять себе расслабиться, наслаждаться "нормально", а не "лучше" и, наконец, сказать самой себе: "Слушай, а ты ничего!".
Материал подготовила Седа Власова
