Представь, что ты играешь в "Кто я?" (это та игра, где все должны сидеть со стикерами на лбу) и уже выяснила, что ты художник. Мозг, как циркач-истеричка, подкидывает тебе имена в рандомном порядке: Да Винчи, Ван Гог, Караваджо, Рафаэль… Минуточку! А че все мужчины? А мозг такой: "Фрида Кало!". И тут можно было бы, конечно, успокоится и играть дальше. А можно подумать, с какой стати ты не можешь сходу вспомнить кого-то, кому не нужна драматичная история жизни и монобровь, чтоб быть в списке рядом с Дали и Да Винчи.
Если ты выбрала второй вариант, и чуток зависла, то знай, что рисование далеко не всегда было одним из скучных уроков в школе. За право писать картины девочки сражались и платили, иногда, слишком высокую цену.
Чтоб не мучать тебя сухими датами и фактами, мы собрали истории жизни троих талантливых художниц и очень сильных женщин 15-17 веков.
Геррада Ландсбергская
Странно звучит фраза "повезло жить в Средневековье", но в случае с женщиной-художницей, вполне уместно. Дело в том, что в средневековой Европе рисование, живопись, создание стихов или музыки было такой же "обычной работой" как вязание или пошив обуви. А в женских монастырях вообще открывалась куча возможностей себя проявить.
Так вот! Герраде Ландсбергской повезло жить в Средневековье. Еще молодой девушкой она ушла в монстырь и, как героиня фильма "Дьявол носит Prada", достигла вершины карьерной лестницы — стала настоятельницей. А как хорошая настоятельница может помочь понять молодым послушницам, что и как устроено в монастыре и вообще в мире? Правильно, написать инструкцию. А лучше целую книгу-энциклопедию! Вот по этой книге — "Сад наслаждений" (не путать с "Садом земных наслаждений" Босха, тут без обнаженки), мы и знаем Герраду Ландсбергскую. В книге, на минуточку, более 300 иллюстраций, демонстрирующих высокий уровень образованности и мастерства автора.
Геррада Ландсбергская, миниатюра The great Babylonian riding a beast with seven heads and ten horns
Софонисба Ангиссола
Ближе к 16 веку место живописи среди других занятий меняется. В Европе эпохи Возрождения художник из мастера становится творцом, создателем. Быть хорошим художником — это престижно и круто. А если круто, значит это не для всех. Иначе это уже совсем не круто. Вот тут-то и началось!
Хорошая новость: женщине можно было заниматься живописью.
Плохая новость: это было не совсем так.
Например, запрещали рисовать религиозные и исторические сцены с большим количеством фигур, запрещали учиться у мужчины, если он не твой муж или отец, много веков запрещали рисовать обнаженное тело с натуры, а иногда совсем глупо: запрещали покупать краски.
Вот в таких обстоятельствах удалось достичь признания Софонисбе Ангиссоле. Она — первая известная художница эпохи Ренессанса. Как дочь аристократа, она смогла получить хорошее образование. Но, в то же время, как дочь аристократа, она не могла получать деньги за свои картины. Это же позор для отца, когда кто-то платит твоей незамужней дочери. Так что до замужества, Софонисба работала только "по бартеру".
Софонисба Ангиссола, автопортрет
Чтобы оценить всю крутость ее достижений нужно знать эти три факта:
- Ее талант оценил Микеланджело и даже вел с ней переписку в течении двух лет. Давал советы, наставлял. О таком мечтал каждый художник того времени.
- Софинисба Ангиссола на протяжении 20 лет была придворной художницей короля и писала официальные портреты.
- Ее авторитет был так высок, что даже на старости лет к ней приезжали молодые и "подающие надежды" , чтоб получить совет и парочку уроков. И даже мужчины. И даже Ван Дейк, if you know what I mean.
АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ
Артемизия Джентилески — художница эпохи раннего Барокко, чья биография тянет на голливудский фильм. Это, кстати, не метафора, о ней действительно есть фильм и даже роман бестселлер.
Юная девушка, с явным талантом к живописи, помогала в мастерской отцу художнику. Со временем отец осознал, что дочка отлично умеет все, чему он мог ее научить и ей пора браться за что-то большее. Потому, он попросил своего коллегу, Агостино Тасси, чтоб тот дал пару уроков Артемизии. А Тасси преподнес ей вообще не тот урок. Он ее изнасиловал. После чего случился стокгольмский синдром, и девушка целый год надеялась, что он женится на ней и оправдывала своего обидчика. Для отца вся эта история была не только ужасом наяву, но и большим позором, потому он подал в суд. Кстати, тогда через суд можно было насильно женить мужчину, обесчестившего девушку. Правда, для этого жертву публично досматривали и проверяли, точно ли она не девочка, а потом брали показания под пытками. Под пытками же никто не врет.
Артемизия Джентилески, автопортрет
Вот это все и пережила художница. В ходе расследования оказалось, что Тасси уже женат и женил его суд из-за такого же инцидента.
Естественно, весь этот опыт не мог не сказаться на творчестве Артемизии Джентилески. Вся ее живопись — истории женщин, которые подвергались насилию и истории сильных женщин, мстящих своим обидчикам. В одной из картин она даже изобразила себя, безжалостно отрезающей голову Тасси, в образе Юдифь.
Но! Пережитый опыт девушку не сломал, а закалил. Она стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, самой крутой художественной Академии Европы того времени.
Теперь, если вдруг соберешься пойти на курсы рисования или просто купить краски, сделай это с гордо поднятой головой. Потому что мы, девочки, это заслужили.
Автор: Мария Дячук — основательница образовательного онлайн-проекта What`s Art?
