Музыку YUKO не перепутаешь с кем-то другим. Музыканты выступают в самобытном жанре фольктроника и делают это успешно. После нацотбора на "Евровидение" о них заговорили еще громче, а альбом DURA? привлек к себе немало внимания. О важных социальных темах, детских травмах и новых вершинах читай в нашем интервью с Юлей и Стасом.
Ваш второй альбом DURA? затрагивает острые социальные темы. В нем и о давлении общества, и о неудачном браке, и о постоянных поисках себя. Почему именно об этом?
Cтас: К началу 2018 года мы обнаружили, что наши взгляды на острые социальные вопросы совпадают. Совпадает и желание освещать их.
Но мы в первую очередь музыканты. И у нас не стояло задачи написать остросоциальный альбом. К моменту начала работы над альбомом мы стали говорить о таких интимных вещах, как детские травмы. И наши разговоры, и переживания естественным образом сублимировались в наши песни. И альбом DURA? сам по себе получил социальный подтекст. Вся пластинка оказалась одним большим вопросом к социуму: а дура ли наша героиня, что она так страдает от давления общества и несчастливого брака? Отсюда и вопросительный знак в конце названия.
Участвуя в нацотборе на "Евровидение-2019", вы уже привлекли внимание к альбому и проблемам, которые в нем затронуты. Какие вершины планируете покорять дальше?
Стас: Мы музыканты. И наши главные вершины должны быть и будут музыкальными в первую очередь. Мы лишь подаем сигнал, что, кем бы ты ни был ‒ политиком, кассиром или артистом, ‒ ты часть общества. И чтобы изменить те вещи, которые тебе в нем не нравятся, нужно о них говорить вслух, подавать пример остальным, увеличивать процент сознательных людей. Если ты живешь не в лесу, быть вне социальных вопросов и вне политики невозможно. Худшее, что можно делать, ‒ бездействовать, думая, что ты ничего не решаешь.
Это длительная работа. Но работа необходимая, если мы хотим строить прогрессивное общество.
Юля: На отборе на "Евровидение" мы познакомились с артистом KHAYAT, он оказался нам очень близок в творческом плане, и сразу родилась идея создать совместный трек VESNIANKA, который мы презентовали в конце марта. Также мы сразу занялись разработкой большого сольного концерта в Киеве 25 мая в Зеленом театре, на котором мы презентуем наш второй альбом DURA?.
Героине вашего альбома удается справиться с последствиями прошлого. Насколько травмы детства влияют на нас сегодняшних?
Стас: Сильно влияют. Отчасти поэтому и пишутся такие песни. От детских травм не получится отмахнуться. Они будут тебя грызть до тех пор, пока ты с ними не встретишься лицом к лицу. Писать об этом песни ‒ встретиться с последствиями прошлого.
Юля, вы поделились своей историей жизни, которая была полна насилием, буллингом и издевательствами. Эти ситуации знакомы многим из нас, но чаще всего о них умалчивают. Что бы вы хотели сказать девушкам, которые состоят в отношениях с абьюзерами?
Юля: Мне хочется сказать, что вы не одни. Ваша ситуация не уникальна, и, если вы хоть на секундочку чувствуете, что вас не слышат, с вами не хотят обсуждать возникшую проблему, обвиняют вас в них, ‒ нужно бить тревогу и менять ситуацию.
Если обидчик — взрослый человек, то, скорее всего, кардинально не изменится, поэтому не стоит из себя строить героиню и терпеть унижения. С таким человеком, как в фильме или сказке, не будет.
Вы никому ничего не должны, и ни единый поступок не стоит того, чтобы быть оправданием к применению насилия.
С буллингом сталкивается не одно поколение детей. Как думаете, можно что-то поменять в их сознании? Если да, то как?
Стас: В первую очередь необходимо перестать замалчивать эту тему. Дети жестоки. Дети издеваются над самыми слабыми. Иногда эти издевательства принимают ужасающие формы. Каждый из нас либо участвовал в буллинге с какой-либо из сторон, либо становился свидетелем этих вещей.
Но изменения в информационном поле уже происходят. Мы видим рекламные кампании, призывающие бороться с буллингом. В идеале в обществе должна выработаться устойчивая и резко отрицательная реакция на любое проявление насилия. Исключением должно быть только насилие в ответ на насилие, защита от агрессора.
Юля: В первую очередь нам нужно прививать младшему поколению мысль о том, что человек не имеет права приносить другому человеку моральный и физический вред.
В детских садах, школах и университетах должны проводиться плановые встречи с психологами, которые помогут найти и устранить первопричину очага агрессии, и в дальнейшем только через несколько поколений, когда старшие не будут рассказывать о своих победах на «стрелках», мы сможем увидеть результаты.
Cтас: Проблема буллинга также в том, что жертвы часто отрицают факт психологического или физического насилия, потому что признаваться в этом стыдно. Нам необходимо культивировать диалог между людьми. Работать над тем, чтобы табуированные темы перестали быть такими.
Юля, в одном из интервью ты сказала: "Мы — это зеркало наших родителей". Опишите, какое отражение там можно увидеть.
Юля: Безусловно все сказанное родителями нам в детстве оставило свой отпечаток.
Например, мой отец всегда говорил, что "…женщина за рулем — обезьяна с гранатой" или что "все бабы дуры". Я много времени потратила на то, чтобы убедить себя в обратном, чтобы принять, что женщины могут водить машины и управляться с техническими задачами так же хорошо, как и мужчины. В моей семье всегда считалось, что шуба ‒ показатель достатка. И хотя шубы меня совсем не интересовали, у меня была стойкая мысль, что она мне нужна для того, чтобы своим внешним видом показывать, что у меня все в порядке.
Хотя сейчас, в сознательном возрасте, я с содроганием подсчитываю количество убитых животных, из шкур которых сшита та или иная шуба.
Еще одна важная установка из детства — не выносить сор из избы и молчать о своих проблемах, чтобы другие ничего плохого не подумали. Именно с этой установкой я особенно борюсь, вынося острые волнующие вопросы на всеобщее обозрение в альбоме DURA?.
Вы — счастливые люди?
Стас: Мы занимаемся лучшим — для нас — занятием на свете. Да, мы счастливые люди
Юля: Или нет…
Над съемкой работали:
Фотограф: Ольга Войчик
Стилист: Варвара Барто
Макияж и прически: Юлия Кузьменко
Продюсер: Виолетта Ханкевич
