Наш герой Александр — не бездомный, но ходит на "рейды" по помойкам. Не бедный, но ест продукты, найденные в мусорных баках. Не экстремал, но обедает "просрочкой". Он — фриган — человек, что отказался покупать еду во имя осознанного потребления.
О том, зачем ему это надо, почему срок годности — блеф, а найденное на помойке можно есть, читайте в нашем интервью!
О том, почему еда с мусорных баков — не опасна
Нужно понимать, что списанные товары уничтожают или делают недоступными для людей не потому, что их нельзя употреблять в пищу, а потому что это наносит экономический ущерб магазинам и государству в целом. В других странах с данной продукцией поступают иначе: раздают бесплатно всем желающим либо напрямую, либо через фудшеринг. И никто там не страдает от отравлений.
Вообще, срок годности, указанный на продуктах, указывают с запасом. В открытых источниках пишут о том, что истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Кроме того, магазины выбрасывают не только просрочку: они выбрасывают также "не красивые", пусть и свежие, овощи и фрукты, продукты, у которых еще не вышел срок годности, но завезли новый товар, а от старого нужно избавиться. По моему опыту и по опыту знакомых фриганов, могу сказать, что шансов отравиться едой с помойки столько же, сколько и для отравления покупной едой. Следует проверять любую еду перед употреблением, даже если вы ее купили.
Когда первый раз видишь огромное количество списанной, но еще хорошей продукции на мусорках, очень сложно сохранить свое старое восприятие многих вещей: магазинов, того, что ты выбрасываешь, когда покупаешь слишком много и не в состоянии употребить, экономической системы в целом. Приходит осознание, как это все работает на самом деле. А если к этому добавить всем доступные статистические данные, становится по-настоящему жутко.
На самом деле, у нас есть достаточно ресурсов, чтобы прокормить все население планеты. Это вопрос приоритетов и осознанного потребления.
О том, как пришел к фриганству
В какой-то момент жизни я начал интересоваться анархизмом, потому что это мировоззрение считаю наиболее этичным из всех существующих. Как следствие, стал изучать различные либертарные практики, направленные не только на какие-то масштабные изменения, а, в первую очередь, на свой образ жизни.
Тогда же я понял, что лучший вид агитации — это личный пример. За листовками, трафаретами и баннерами зачастую не видно людей, а также они не всегда могут ответить на закономерный вопрос, возникающий у человека, когда он сталкивается с какой-нибудь несправедливостью и его это не устраивает. Это вопрос "А я что могу с этим сделать?". На самом деле, каждый из нас может делать довольно много, а начать можно хотя бы с того, чтобы причинять как можно меньше вреда планете. Осознанно подходить ко всем аспектам, составляющим твою повседневность. Это и было моей главной мотивацией для того, чтобы начать спасать выброшенные, но пригодные в пищу продукты, одежду, мебель, посещать и организовывать фримаркеты, сквоттировать. Все это соответствует философии фриганства. Фриганство — это не только про еду.
Наиболее активная деятельность началась во время студенчества, тогда я в первый раз и "нафриганил" еду — это были отличные спелые бананы. Я начал участвовать в анархистской инициативе "Еда Вместо Бомб". Там я и нашел людей, с которыми стал заходить за магазин, а не в него.
"Еда вместо бомб" — это акция против милитаризма и неосознанного потребления. Основная идея заключается в том, чтобы саморганизоваться и с помощью прямого действия изменять окружающую действительность. Государство тратит огромные средства на гонку вооружений, в то время как довольно большая часть населения либо постоянно экономит на еде, либо вообще недоедает. Активисты "Еды вместо бомб" готовят из излишков и бесплатно раздают еду всем нуждающимся. Они есть во многих городах и странах по всему миру.
О первых "походах" за едой и жизни в коммунах
Хотя философии фриганства я начал симпатизировать еще живя с родителями, я не сразу решился что-то предпринимать, боясь осуждения. Я думаю, в этом и заключается мотивация людей, которые идут в поход в первый раз и ищут единомышленников. Так значительно проще побороть навязанные социумом установки и делать то, что считаешь правильным, даже если другие посчитают тебя чудаком.
Позже я вовсе стал жить в коммуне (или коммуналке по-старому) с единомышленниками. То есть, по сути, делил быт и кров с людьми, с которыми сошелся по мировоззренческому параметру.
Мы вместе фриганили, после делили весь "улов" пополам. Кто-то ходил на мусорки за продуктами, кто-то мыл и сортировал собранное. Все — только по собственной инициативе.
Коммуны обычно так и работают. В них отпадает необходимость четкого структурирования работы и быта, если людей, которые в ней состоят, объединяет не только идея, но и дружеские отношения. В этом случае любые вопросы довольно легко решаются консенсусом.
О тех, кому фриганы невыгодны
Сотрудники супермаркетов реагируют на фриганов по-разному. Кто-то сам забирает просрочку домой, некоторым приходится уничтожать продукты, потому что об этом их просит начальство. Те, кто положительно настроен, сообщают время, когда лучше всего приходит, бывает, даже откладывают еду или же отдают прямо с прилавков, минуя мусорный бак. Но бывает и так, что вам угрожают полицией. Нужно быть готовым ко всему.
Сейчас магазины стали уничтожать больше еды, чем раньше или просто закрывать свои контейнеры на замок. В некоторых местах даже охрану специальную ставят, что еще раз показывает, насколько фриганство не выгодно магазинам, что они скорее будут платить еще одному сотруднику, лишь бы никто не забирал их "мусор".
Интервьюер: Седа Власова
